Проект храма Иоанна Лествичника

Авторы (по алфавиту): 

Иван Земляков

 

 

Место:  г.Москва

Статус:  концептуальный проект
Год: 2025

Реализация: -

    В концептуальном проекте храма Иоанна Лествичника предпринята попытка ответить на вопрос, как должен выглядеть новый православный храм в большом мегаполисе среди современных высотных зданий из стекла и бетона. 

    В данном проекте применен прием выделения храма на фоне окружающей застройки за счет интересной особенности- соотношения ширины к высоте здания на главном фасаде выходящем на городскую улицу сделаны более чем 1:7. 

    Такие пропорции чем-то напоминают ныне набирающие популярность супертонкие небоскребы, но, на самом деле, взяты с изображений архитектуры на древнерусских фресках и иконах. Пропорции больших, вытянутых вверх, окон на южном и северном фасаде также взяты с изображений на иконах.

    Инаковость постройки на фоне окружающих зданий также достигается за счет применения традиционных для русского храмового зодчества материалов и технологий, таких, как кирпич покрытый известковой обмазкой и использование классических сводов и арок. 

    Посвящение храма преподобному Иоанну Лествичнику не случайно: с первого этажа постройки наверх идет высокая лестница, связывающая нижнее, мирское, пространство сооружения с верхним, церковным, помещением храма. Эта высокая лестница символизирует «ступени» добродетелей, по которым православный христианин должен восходить на пути к духовному совершенству. 

    Также идея перехода от мирского к небесному выражена на фасаде: нижняя часть сооружения имеет простую прямоугольную форму, в то время как в верхней части все углы сглажены. В дополнение к этому вверху постройка расширяется символизируя главенство Божественного над мирским.  Этот архитектурный прием имеет и практический смысл- за счет этого на верхнем уровне создается полноценное храмовое пространство. 

    Расширение сооружения кверху не только экономит место на участке, что актуально для больших городов с его дорогой землей и большим количеством ограничений по отступам от технических коммуникаций, но и делает постройку чем-то похожей на башни древних монастырей.  

    В проекте использованы мотивы московского зодчества 16-17 века с его характерными храмами с горкой кокошников. 

Все проекты храмов